Открытое письмо канадского солдата о Дов Грунере

В письме к редактору «Монтреаль газетт» канадец Патрик Уолли опубликовал следующее о Дов Грунере:

    — «Я встретил Дов Грунера в Голландии в 1945 году. Война кончилась несколько месяцев назад и в качестве помощника редактора нашей полковой газеты я отправился в «рекогносцировку» в поисках драгоценной газетной бумаги.

    На дороге к Амстердаму наш грузовик остановился и в него прыгнул этот британский капрал. Он протиснулся между шофером и мной и через несколько минут спросил нас на ломанном французском языке — едем ли мы в Амстердам. Когда я ответил по-английски он поразился и заметил: «Я думал, что все солдаты вашего полка (Шондерского) говорят только по-французски». Я рассмеялся и сказал ему, что почти все наши солдаты могут достаточно объясняться по-английски, чтобы вести разумный разговор.

    Как это бывает, наш грузовик сломался и шофер остановился на час для ремонта машины. За это время я узнал, что наш британский приятель является еврейским добровольцем из Палестины, что он провел все — Африканскую, Итальянскую и Европейскую кампании (Голландия — Германия). Он неохотно признал, что был дважды ранен, но не делал ничего героического по этому поводу. Он говорил мне о Палестине, о тамошних фермах и о том, что в свободное время изучает механику.

    Я жил в голландском доме в Лерсуме (Голландия) и пригласил его заходить ко мне, если он будет поблизости. Он заходил часто, потому что еврейская бригада стояла невдалеке и он часто приходил встретиться со своими друзьями, когда он получал отпуск 48 часов.

    Я помню, как он говорил о своей коллекции марок с таким энтузиазмом, как говорит школьник. Порой я старался перевести разговор на другие темы, например на вопрос — будут ли повешены главные нацисты или нет, но он мягко переводил разговор обратно на осушение болот в долине Иордана, на лимонную промышленность и на работу «Молодежной Алии» — это организация юношей и девочек с 14 лет и старше была основана в Германии в 1934 году и с тех пор переселила на землю Палестины около 10.000 молодежи.

    Я был поражен видеть такую мягкость в евреев, который пострадал от нацистов прежде, чем попасть в Палестину и провел почти шесть лет, борясь против нацизма в самых ожесточенных кампаниях, в которых когда-либо участвовала британская армия. Он был идеалистом без громогласности, бойцом без горечи и его тонкие чувства подчинялись разуму и уму.

    Мы переписывались друг с другом в Голландии и последний раз я получил от него письмо в декабре 1945 года, когда он сообщил мне, что его скоро репатриируют в Палестину и в скором времени он намерен заняться фермерством.

    Для меня было большим ударом видеть его фотографию в ежедневной газете, называющей его убийцей. Я был более, чем поражен, когда прочитал, что в отношении его вины нет доказательств, так как улики носят косвенный характер.

    Ввиду того факта, что, согласно последним разоблачениям, в палестинскую специальную полицию набирают людей в Англии (так называемое социалистическое правительство) из среды бывших сторонников Мосли, несомненно из-за их антисемитской деятельности, я считаю, что с Дов Грунером поступили неправильно. Несомненно, нужно принять все меры против несправедливости, ибо понадобился козел отпущения, чтобы обелить ошибочную политику британского лейбористского правительства в Палестине».

Тагар № 9 (24), четверг 1 мая 1947 г. (11 ияр 5707г.) Шанхай. Год изд. 2

Оставьте комментарий