Отвѣтъ на анкету по вопросу объ антисемитизмѣ. Горький

Жизнеспособно и культурно только то общество, которое построено на идеяхъ права и справедливости; ибо лишь эти идеи помогаютъ людямъ побѣждать зоологическія начала эгоизма, только они способны внести въ хаосъ темныхъ чувствъ человѣка облагораживающій его свѣтъ разумной воли.

    Справедливость — это та пѣснь пѣсней, которую должны неутомимо пѣгь всѣ разумные люди міра, всѣ, кто, уважая себя, требуетъ уваженія къ себѣ.

    Признай за всѣми тѣ права, которыхъ жаждешь самъ, и всѣ признаютъ за тобою твое право быть тѣмъ, кѣмъ ты въ силѣ быть, — это единственно прямая, честная тропа, которая приводить человѣка къ свободѣ.

    Русь, какъ это всѣмъ извѣстно, особенно нуждается въ развитіи и защитѣ идей политической и соціальной справедливости, — что иное, кромѣ этихъ идей, можетъ объединить всѣ живыя силы нашей страны, разноплеменной и неустроенной?

    Русскую землю населяютъ свыше ста разноязычныхъ, разновѣрныхъ народностей; людей державнаго, великорусскаго племени только пятьдесятъ пять милліоновъ изъ ста семидесяти, — не ясно ли, что нашимъ культурнымъ лозунгомъ долженъ быть лозунгъ—свобода и единство?

    Ни одно изъ государствъ міра не имѣетъ предъ собою столь грандіозной, организаторской работы, ни одно изъ европейскихъ обществъ не обязано такъ энергично и чутко заботиться о внутреннемъ свободномъ сліяніи всѣхъ своихъ творческихъ воль и умовъ, какъ это выпало на долю русскаго общества.

    И нѣтъ ни одного общества, которое относится так , пассивно и невнимательно къ интересамъ и культурѣ инородныхъ племенъ, какъ пассивно относимся мы, русскіе, къ жизни племенъ и народностей, входящихъ въ составъ нашей Имперіи.

    Можетъ-быть, пессимисты скажутъ, что люди, неспособные бороться за свои права, тѣмъ болѣе неспособны дѣйственно защищать права иноплеменнаго народа, но вѣдь сказать такъ, это значитъ признать русское общество, русскій народъ духовно мертвымъ.

    Мы непоколебимо вѣримъ въ молодыя, еще скрытыѣ силы русскаго народа, мы вѣримъ въ разумъ страны въ ея волю къ доброй, справедливой жизни.

    Но — посмотрите: государство и общество берутъ у евреевъ все, что они могутъ дать —умъ, энергію, жизнь,- не давая имъ необходимѣйшаго, — возможности жить, учиться, свободно развивать свои богатыя способности.

     Есть люди, которые жалуются, что евреи эксплоатируютъ русскій народъ, есть даже люди, которые будто бы боятся что евреи способны поглотить всю Россiю.

    Никто не эксплоатируетъ человѣка столь безжалостно и нагло, какъ его собственная глупость. Смѣшно говорить о томъ, что пять милліоновъ евреевъ способны чѣмъ-то и какъ-то помѣшать правильному ходу жизы государства съ населеніемъ въ сто шестьдесятъ пят МИЛЛІОНОВЪ.

    Еврейскій вопросъ въ Россіи, это первый по eго общественной важности нашъ русскій вопросъ о благоустройствѣ Россіи; это вопросъ о томъ, какъ освободить нашихъ гражданъ іудейскаго вѣроисповѣданія oтъ гнета безправія. Этотъ гнетъ постыдно и соцiально вреденъ для насъ, убиваетъ энергію народа, живая и свободная энергія коего необходима росту культуры нашей въ не меньшей степени, въ какой необходима для Россiи творческая энергія коренныхъ русскихъ людей. Изъ всѣхъ племенъ, входящихъ въ составъ Имперіи евреи-племя самое близкое намъ, ибо они вложили и влагаютъ въ дѣло благоустройства Руси наибольшѣе количество своего труда, они наиболѣе энергично служили и служатъ трудному и великому дѣлу европеизаціи нашей полуазіатской страны. Нѣтъ области, гдѣ б — еврей не работалъ рядомъ съ русскимъ и не менѣе успѣшно, чѣмъ русскій, — это неоспоримо.

    Именно евреи наиболѣе стойко несли и несутъ тѣ великія обязанности, за которыя ихъ, вмѣстѣ съ лучшими русскими людьми награждаютъ ссылкой, тюрьмой, каторгой и эта стойкость, можетъ-быть, косвенно вліяетъ на развитіе антисемитизма и погромнаго дѣла въ Россіи. Наиболѣе трудоспособные люди, евреи наименѣе обезпечены въ своихъ человѣческихъ правахъ, — съ этой несправедливостью, мы, русскіе не должны мириться, это — пятно позора на совѣсти каждаго изъ насъ.

    Помните, — рѣчь идетъ не о какихъ-либо особенныхъ, исключительныхъ правахъ для евреевъ, а только объ уравненіи ихъ въ безправіи съ нами, русскими.

    Яростная міровая война привлекла въ ряды нашей арміи свыше 200.000 евреевъ; десятки ихъ получаютъ ордена за храбрость, тысячи погибаютъ на поляхъ битвъ. И солдату-еврею, который защищаетъ Русь, приходится видѣть, какъ русскіе люди, рядомъ съ которыми и для блага которыхъ онъ проливаетъ свою кровь, эти люди разоряютъ города и деревни его единовѣрцевъ черты осѣдлости, насилуютъ женщинъ и дѣвушекъ, убиваютъ и вѣшаютъ стариковъ, подростковъ, заподозрѣнныхъ , въ шпіонствѣ.

    Подумайте, —что же чувствуетъ еврей-солдатъ, отдающій мужественно свою жизнь для блага нашего, что чувствуетъ этотъ человѣкъ, защищая страну, откуда его гонятъ, гдѣ ему не даютъ свободно дышать, гдѣ такъ часты еврейскіе погромы и возможны такія преступленія противъ духа справедливости, противъ культуры, каковымъ былъ процессъ Бейлиса, и попытка создать подобный же процессъ въ Фастовѣ.

    Мы обращаемся къ совѣсти и разуму русскихъ люѣдей — подумайте о трагедіи еврейства. То, что происходитъ сейчасъ, чревато послѣдствіями еще болѣе тяжкими для еврейскаго народа, еще болѣе позорными для насъ.

    Распространяются слухи о шпіонствѣ и предательствѣ со стороны еврейскаго населенія польскихъ губерній. Письма солдатъ, разсказы раненыхъ, разливаютъ эти слухи по всѣмъ глухимъ угламъ русской земли, создаютъ въ ней настроеніе, способное вызвать новые погромы, создать поводъ для новыхъ ограниченій еврейства въ его правѣ на жизнь и трудъ, необходимый намъ.

    Граждане! Уже и безъ этого міръ утопаетъ въ крови, проливаемой силою ненависти.

    Можетъ-быть, слухи, позорящіе еврейство, создаются именно тѣми людьми, которые заинтересованы въ гоненіи на евреевъ, въ дальнѣйшемъ развитіи и политической и соціальной реакціи. Мы, разумѣется, ни въ чемъ не обвиняемъ солдатъ и армію, солдаты — не судятъ, они не творятъ слуховъ, а только повторяютъ ихъ.

    Мы знаемъ также, что нѣтъ народа, который весь состоялъ бы изъ праведниковъ и святыхъ людей, мы не отрицаемъ отдѣльныхъ случаевъ предательства и шпіонства со стороны евреевъ, измученныхъ и разоренныхъ войною.

    Обезумѣвшій отъ горя человѣкъ, у котораго сожгли домъ, изнасиловали жену или дочь, убили сына или отца, можетъ быть предателемъ изъ чувства мести,- но развѣ онъ мститъ, какъ еврей? Онъ мститъ, какъ оскорбленный человѣкъ, такъ же точно можетъ мстить полякъ и русинъ, эльзасецъ, хорватъ, боснякъ, — это месть оскорбленнаго и разореннаго. Фереггальный законъ осудитъ предателя, хотя бы онъ предалъ изъ мести, его осудятъ и убютъ, но мы должны помнить, что этотъ осужденный — жертва тѣхъ трагическихъ условій, которыя созданы стихіей войны.

    Но развѣ весь на родъ отвѣтственъ за грѣхи десяти единоплеменныхъ ему? Не отрицаемъ, что существуютъ люди, для которыхъ деньги дороже родины, — такіе люди есть во всѣхъ племенахъ, не исключая и русскаго; многими деньги ставятся выше всего въ мірѣ, но эта оцѣнка дана имъ не сегодня и не евреями.

    Есть еще одно условіе, способное порождать слухи, враждебные евреямъ, это — польскій антисемитизмъ вызванный русской политикой гоненія на еврейство. Установивъ для евреевъ черту осѣдлости въ тѣсныхъ земляхъ Польши, мы создали этимъ ненависть поляковъ къ пришельцамъ, къ чужому. И возможно, что извѣстная часть польскаго народа, оберегая свою старую европейскую культуру, подозрѣваетъ евреевъ въ стремленіяхъ руссификаторскихъ. Когда людямъ очень тѣсно, они толкаютъ другъ друга безжалостно.

    Мы должны помнить, что въ трагическіе дни изнурительной борьбы нашей противъ врага, наши евреи,— народъ который поставилъ себѣ и міру заповѣдь „не убій» — этотъ народъ беззавѣтно проливаетъ свою и чужую кровь, защищая Россію, страну, гдѣ онъ безправенъ и гонимъ.

    Мiръ живетъ не преступленіями грѣшниковъ, a дѣяніями праведныху и нѣтъ подвига болѣе святого, чѣмъ отказъ отъ себя ради блага и свободы другихъ.

    Этотъ подвигъ евреи совершаютъ съ такимъ же мужествомъ самозабвенія, какъ совершаетъ его французъ, сербъ англичанинъ. Но — каждый изъ нихъ защищаетъ свое отечество, въ которомъ онъ полноправный гражданину свое общество, которое уважаетъ его, считается съ его правами.

    А что защищаетъ безправный русскій еврей?

    Онъ отдаетъ намъ свою жизнь, мы награждаемъ его за это именемъ предателя, только потому, что и среди евреевъ есть дурные люди.

   Но не то, что позоритъ человѣка, должно останавливать наше вниманіе, а то, что возвышаетъ человѣка предъ нами.

    Многими изъ нась принято думать, что русскій народъ обладаетъ въ высшей степени раззитымъ чувствомъ совѣсти, что ему свойственна особенная сердечность, выдвигающая его изъ среды всѣхъ народовъ на первое мѣсто.

    Обращаясь къ сердцу и уму русскихъ людей, мы протестуемъ противъ огульнаго обвиненія цѣлаго народа въ предательствѣ, въ отсутствіи чувства чести и любви къ Россіи, хотя она и мачеха этому народу.

    Мы протестуемъ противъ всѣхъ ограниченій еврейства въ его правѣ на свободный трудъ на гражданство русское.

     Намъ нужны сильные, трудоспособные люди, — развѣ не силенъ духомъ древній народъ, который съ такимъ мужествомъ поднялъ на рамена свои тяжкое иго разсѣянія въ мірѣ и десятки вѣковъ несетъ иго это по землѣ, не уставая сѣять на ней идеи торжества свободы и красоты.

    Безсмысленно, стыдно, вредно для насъ угнетать народу который далъ міру величайшихъ пророковъ правды и справедливости и который по сей день озаряетъ міръ людьми великаго таланта и ума.

    Пора намъ выступить на защиту евреевъ со всей силой, какую мы способны развить, пора оказать имъ полную и всемѣрную справедливость.

    Да будетъ слово — дѣломъ!

Статьи. 1905-1916 гг. Горький Максим

Оставьте комментарий